ОБЗОР СМИ
Propecia Generika 1mg Lovegra Preis Lovegra Kaufen Erektile Dysfunktion Lovegra Canada Lovegra Meizitang Soft Gel Reviews Meizitang Soft Gel Lida Daidaihua Ebay Lida Daidaihua Generic Viagra Trial Pack Generic Cialis Trial Pack Super Kamagra Tablets Super Kamagra Dosage Priligy Generic Dapoxetine
2013   2012   2011   2010   2009   2008   2007  
ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ
ПО ВСЕМ ТЕМАМ
(, 24.01.2018)
(, 27.11.2017)
АКТУАЛЬНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ      
Известия, 11.12.2008
«Сто долларов наличными, остальное - по карточке»
Столичные депутаты вносят поправки в антикоррупционные законы.

Еще в самом начале своего президентского срока Дмитрий Медведев объявил коррупцию "проблемой номер один в России". Вскоре в Государственную думу поступил разработанный в аппарате президента пакет антикоррупционных законов - президент потребовал, чтобы они были прочитаны и приняты до конца 2008 года. Одна из мер пакета предусматривает создание в каждом субъекте федерации специальных органов по борьбе с коррупцией. Пакет уже прошел первое чтение. На региональном уровне продумываются и "местные" антикоррупционные меры.

Так, недавно московская прокуратура представила депутатам Мосгордумы комплекс норм противодействия коррупции, который мог бы стать городским законом. Приняв прокурорский проект за основу, столичные депутаты работают над поправками. Одновременно рассматривают и поправки в федеральный пакет ко второму чтению в Госдуме. Межфракционные разногласия отошли на второй план: пытаясь решить "проблему номер один", депутаты от "Единой России", "Яблока" и КПРФ действуют сообща.

Президентский пакет антикоррупционных законопроектов состоит из четырех документов. Это закон "О противодействии коррупции", антикоррупционные поправки в закон "О правительстве" и еще две группы поправок в 25 законов. В документах впервые четко определяется понятие коррупции. Большое значение придается непредупредительным мерам - антикоррупционной пропаганде и антикоррупционной экспертизе законов. Впервые прописаны жесткие требования к претендентам на госдолжности, ограничиваются возможности для чиновничества переходить на работу в бизнес. Словом, пакет настолько подробно проработан, казалось бы, на региональном уровне добавить нечего. Разве что дополнительных хлопот местным чиновникам: чтобы некогда было думать о взятках, им предписывается разрабатывать и осуществлять антикоррупционные программы и регулярно отчитываться об их исполнении.

- Сейчас, наверное, только ленивый не борется с коррупцией, и не хочется, чтобы это превращалось в какую-то кампанию, - предостерегает спикер Мосгордумы Владимир Платонов. - Такие вопросы регулируются Уголовным, Уголовно-процессуальным кодексами - это исключительное ведение Российской Федерации. А что такое московское законодательство? Оно предназначено для того, чтобы учитывать специфику города Москвы. Но мне не знакома специфика города Москвы по поводу совершения коррупционных преступлений. В чем она заключается? В том, что здесь много федеральных органов власти? Но законом города Москвы "раскрыть эту тему", я считаю, невозможно. Потом, известно ли, что половина преступлений, которые совершаются от имени должностного лица, к этому должностному лицу никакого отношения не имеют? И порой он сам никогда не узнает, что под него кто-то брал деньги и т.п.

Депутатам, присутствовавшим на слушаниях, проект Моспрокуратуры показался несколько аморфным. Но небесполезным и пригодным в качестве основы для создания московского антикоррупционного закона. В частности, депутатам импонировало то, что репрессивные меры в столичной прокуратуре считают малоэффективными и уповают на профилактику. Так, департамент образования должен "формировать антикоррупционное мировоззрение, повышать уровень правосознания" молодежи. Мосгордума займется антикоррупционной экспертизой правовых актов. Специально созданный орган - мониторингом коррупции, коррупциогенных факторов и мер антикоррупционной политики.

Как нам сказали в аппарате Мосгордумы, проект разослан депутатам, и сейчас главе комиссии Мосгордумы по законодательству Александру Семенникову поступают предложения и поправки от представителей всех трех фракций: "единороcсов", "яблочников" и коммунистов. Параллельно депутаты готовят поправки в федеральный антикоррупционный пакет.

- Мы говорим о московских законах, а не о "московских вариантах" федеральных законов, - уточняет Александр Семенников. - Антикоррупционное законодательство является сферой совместного ведения, поэтому мы в пределах своих полномочий вправе принять свой московский закон о коррупции. Насколько он необходим? На мой взгляд, степень опасности коррупции такова, что никакие дополнительные усилия лишними не будут, поэтому даже при наличии федерального московский закон антикоррупционной направленности будет востребован жизнью. На депутатских слушаниях концепции московского закона, где обсуждались мнения и предложения правоохранительных органов, других заинтересованных ведомств, практически все участники согласились с тем, что качество нашего закона будет гораздо выше, если работа над ним будет закончена после принятия федерального закона. Такая последовательность позволит наилучшим образом разграничить сферы действия данных законов, а значит, и повысить их эффективность.

Коррупция, как выражаются специалисты, - системная проблема. Это означает, что одними лишь законами ее не одолеть.

- Борьба с коррупцией - это не только принятие законов, - напоминает депутат Валерий Шапошников. - Недавно я был в Канаде. Спросил у некоего должностного лица: "Скажите, пожалуйста, сколько можете потратить денег в день?" - "Сто долларов наличными, остальное через карточки". Тогда уже не скажешь: мол, бабушка оставила наследство. Потому что нажимается кнопочка - и становится ясно, откуда у бабушки денежки и были ли они вообще. Это всего один элемент антикоррупционной системы. Есть у них и закон, скажем, о том, что лоббировать те или иные решения может лишь человек, определенным образом зарегистрировавший этот вид деятельности. Так вот, мы тоже должны создать целую технологию. И тогда, может быть, этой сетью мы "накроем" коррупцию.

Но вот вопрос: где гарантия того, что даже самый замечательный закон, самая продуманная "сеть" станет эффективным инструментом в борьбе с этим вселенским злом?

- Этот закон как Правила дорожного движения, - рассуждает зампред Мосгордумы, лидер фракции "Единой России" Андрей Метельский. - Они существуют, все их знают. Но соблюдают не все. И порой оттого, что в чем-то они не до конца продуманы. Чтобы стать эффективным инструментом, антикоррупционный закон должен быть четко направлен на защиту прав и свобод граждан. Если же какие-то нормы в нем окажутся двусмысленными или будут противоречить интересам граждан, обязательно найдутся способы, как закон обойти. Наша задача как законодателей - выловить такие подводные камни.

Мнения: Как бороться с мздоимством?


"Нельзя самих себя контролировать"

Кирилл Кабанов, политолог, председатель Национального антикоррупционного комитета:

- На мой взгляд, верное слово здесь - "противодействие", а не "борьба". Борьба подразумевает победу, а окончательной победы в процессе искоренения коррупции быть не может. Противодействие коррупции подразумевает, прежде всего, открытость власти и внешний контроль. Общественный контроль, в свою очередь, требует доступа граждан к информации и создание механизмов участия общественности в принятии решений. Возьмем одну из самых "коррупционноемких" процедур - проведение тендеров. Заинтересованные граждане - к примеру, представители жилищных товариществ - должны иметь право присутствовать на них и наравне с чиновниками отбирать победителей. Все тендеры должны проводиться в присутствии прессы, претендентов надо объявлять заранее, чтобы всегда можно было проверить наличие конфликта интересов.

Без системы общественного контроля борьба с коррупцией превращается в ее имитацию. Нельзя самих себя контролировать. Любой чиновник, мечтающий сделать карьеру, зависит от решений начальства. Надо учитывать и нашу российскую ментальность - многие всегда готовы исполнять волю начальника, даже если он не в состоянии правильно ее сформулировать... Профессиональные отношения нередко переходят в личные. Так что обязывать чиновников разрабатывать и осуществлять антикоррупционные программы, а также отчитываться об успехах перед специальным госорганом бессмысленно.

Посыл идеи поощрять чиновника "за длительное и безупречное исполнение своих полномочий, честность и неподкупность" мне понятен - ни один закон не будет работать только за счет "кнута" (ужесточения наказаний). Нужен и "пряник". Но поощрять нужно не грамотами и премиями, а системно. Человек, приходя на госслужбу, должен четко понимать, что ему гарантировано в случае безупречной работы: жилье в длительную рассрочку, автоматическое повышение по службе через 5 лет, приличная зарплата и достойная пенсия... При этом чиновник должен ясно осознавать, что всего этого он лишится, если будут недовольны основные потребители его работы - граждане. К примеру, пойдут жалобы. То есть поощрение должно зависеть не от работодателя-начальника, а от качества работы.

"Коррупция давно уже не сводится к проблеме взяток"

Владимир Петухов, заведующий отделом Института социологии РАН:

- У меня большие сомнения, что борьбу с коррупцией надо вести посредством принятия дополнительных документов и изобретения новых программ. Если исходить из того, как население понимает коррупцию, то это, прежде всего, сращивание высшей бюрократии и крупного капитала. Это системное явление, и какими-то акциями прямого действия эту проблему не решить. Ну, будет принят закон, чтобы чиновники не брали взяток. Так коррупция уже давно не сводится к проблеме взяток - это вчерашний, если не позавчерашний день. Есть масса способов получить преференции и возможности для использования своего положения, минуя эту грубую, примитивную форму. Бороться с коррупцией надо не путем издания новых документов, а посредством совершенствования экономического механизма, судебной системы, привлечения СМИ, создания эффективной парламентской оппозиции.

Конечно, я бы не стал с порога отвергать принятие таких документов - они нужны, но в очень узком сегменте. Должен быть прописан некий регламент деятельности чиновничьего сообщества. Чтобы у молодых людей не возникало ощущения, что, попав на государственную службу, они получат возможность для быстрого обогащения. Пока они в этом уверены - об этом говорит хотя бы то, что сегодня многие молодые люди, заканчивающие вузы, стремятся попасть на госслужбу. В 1990-е годы такого не было - тогда люди хотели уйти в бизнес... Нужен четкий свод правил, напоминающих о том, что чиновники - это менеджеры, нанятые обществом для выполнения определенных обязанностей. Что их задача - служить людям, в буквальном смысле оказывать им услугу. Пока же считается нормальным, когда в присутственных местах - огромные очереди, ни одной скамейки или стула, а туалет закрыт на ключ и работает "только для сотрудников". Многие чиновники забыли самые простые вещи. Стоит им напомнить, чего нельзя делать за деньги, чего - нельзя делать вообще... И что необязательно за каждый свой чих требовать дополнительных денег.

Ксения Величко

      Rambler's Top100   Яндекс цитирования    mpress Яндекс.Метрика