Месяц
День
1 января - Всемирный день мира
1 января - Новый год
7 декабря - Международный день гражданской авиации
9 декабря - День борьбы против коррупции
10 декабря - Всемирный день футбола
10 декабря - День прав человека
11 декабря - Всемирный день детского телевидения и радиовещания
12 декабря - День конституции Российской Федерации
15 декабря - День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей
17 декабря - День сотрудников Государственной фельдъегерской службы
17 декабря - День ракетных войск стратегического назначения
18 декабря - Международный день мигранта
18 декабря - День риэлтора
19 декабря - Международный день помощи бедным
20 декабря - День работника органов безопасности РФ
22 декабря - День энергетика
23 декабря - День дальней авиации Военно-воздушных сил РФ
24 декабря - День воинской славы России
27 декабря - День спасателя РФ
28 декабря - Международный день кино
ОБЗОР СМИ
Propecia Generika 1mg Lovegra Preis Lovegra Kaufen Erektile Dysfunktion Lovegra Canada Lovegra Meizitang Soft Gel Reviews Meizitang Soft Gel Lida Daidaihua Ebay Lida Daidaihua Generic Viagra Trial Pack Generic Cialis Trial Pack Super Kamagra Tablets Super Kamagra Dosage Priligy Generic Dapoxetine
2013   2012   2011   2010   2009   2008   2007   2006  
ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ
ПО ВСЕМ ТЕМАМ
(, 24.01.2018)
(, 27.11.2017)
МОСКВОВЕДЕНИЕ      
Известия, 18.09.2008
Как зарабатывала и тратила Москва сто лет назад

В год 15-летия Московской городской думы мы продолжаем вспоминать о том, как управлялась столица в минувшие времена. Сегодня рассказ о том, на что муниципальные власти тратили деньги из городского кармана.

В 1914 году городской бюджет утвердили в размере 52, 6 млн рублей. Здесь полезно вспомнить, что первый бюджет 1863 года - тогда Москва впервые получила городское самоуправление - составлял всего 1,7 млн рублей. Получается, что за какие-то полвека московская казна увеличилась больше, чем в 30 (!) раз. Причем если поначалу  городской карман наполнялся почти полностью за счет сборов, пошлин и налогов на жителей, а муниципальное имущество приносило всего-то 3% доходов, то в 1914-м картина резко изменилась - доход от городских предприятий стал составлять большую половину бюджета.

Расходы города за полвека тоже кардинально преобразились. В первом московском бюджете на содержание полиции, пожарной части и самого городского управления выделили почти 1 млн рублей, в то время как затраты, например, на народное образование, ограничились более чем скромными 15 тыс. рублей, а расходы на медицину, санитарную и ветеринарную часть - 97 тыс. рублей. 50 лет спустя городское самоуправление предпочло тратиться не на чиновников и полицию (в бюджете 1914 года на содержание городского управления отвели довольно скромные 2,3 млн рублей), а на больницы, амбулатории и родильные приюты (на их содержание выделили  больше 7 млн), на народное образование (почти 6 млн), на городское благоустройство (2,9 млн) и общественное призрение (2,6 млн). Благо ресурсы для поддержания жизни и здоровья населения у отцов города имелись - к тому моменту Москва обзавелась обширным хозяйством, дававшим 29 млн ежегодного дохода.   

Первым предприятием в городском хозяйстве стал Мытищинский  водопровод - первый в Москве, тот самый, строительство которого началось еще в конце ХVШ века с легкой руки императрицы Екатерины II. В 1892 году его перестроили, используя все имевшиеся  технические новинки. На это ушло почти 6 бюджетных миллионов, однако напоить всю Москву он не смог, и к 1903 году город выстроил себе за 17 млн рублей второй, Москворецкий водопровод, насосная и фильтровальная станции которого расположились у деревни Рублево и вода из которого отпускалась по цене 12 коп. за 100 ведер.  

В 1905-м из рук частной компании в собственность Москвы перешел газовый завод - к тому времени в центральной части города горели почти 9 тысяч газовых фонарей (электричеством освещались в то время только гламурная, как сказали бы сегодня, Тверская улица, а также Воскресенская площадь и площадь храма Христа Спасителя, а окраины довольствовались керосиновыми фонарями). Газ отпускался не только для уличного освещения, но и частным абонентам - для освещения квартир и для кухонь, за счет чего завод давал городу прибыль от 100 до 200 тыс. рублей.

В 1892 году муниципальные власти начали работы по канализации. Первая очередь, отводившая нечистоты за город, на Люблинские поля орошения, появилась в 1898 году, правда, повезло тогда только обитателям центра. В 1911 году городское управление приступило к устройству второй очереди: под новые поля орошения были  приобретены Люберецкие земли. Большую часть нечистот там обезвреживали незамысловатым способом - их разливали по взрыхленной земле, которую потом засаживали растениями. Кстати сказать, в отличие от большинства других городских предприятий канализация оказалась затратной и бездоходной. Чтобы покрыть расходы, городу пришлось ввести солидный ежегодный сбор за ассенизацию - до 5% с чистого дохода владения.

Дабы решить еще одну вечную проблему - транспортную, в самом начале ХХ века город выкупил у двух частных компаний конно-железные дороги (конки). Однако лошади, перемещающие по рельсам двухэтажные вагоны с пассажирами (верхний - открытый, проезд в котором стоил почти вдвое дешевле, - звался "империалом"), недолго оставались приметой московского пейзажа. Очень скоро Дума приняла решение перевести конно-железные дороги на электрическую тягу: первая линия трамвая от Петровского парка до Брестского вокзала была выстроена в 1903 году. По вложенным  капиталам (больше 50 млн рублей), оборотам и прибыли, приносимой городу (в 1914 году - соответственно 17 и 4 млн рублей), трамвай оказался самым крупным и доходным из городских предприятий. Вот только транспортных проблем не решил. В 1912 году московские трамваи перевезли 274 млн пассажиров: кольцевые линии оказались перегруженными, гарантированная скорость в 12 верст на некоторых маршрутах снизилась до конной - шесть верст (с такой скоростью московский трамвай ходил на Театральной площади). В общем, Москве пришлось задуматься о новом виде общественного транспорта - метро. Однако дореволюционная городская дума строить подземку так и не решилась.

Наталья Сергеева

      Rambler's Top100   Яндекс цитирования    mpress Яндекс.Метрика