ОБЗОР СМИ
Propecia Generika 1mg Lovegra Preis Lovegra Kaufen Erektile Dysfunktion Lovegra Canada Lovegra Meizitang Soft Gel Reviews Meizitang Soft Gel Lida Daidaihua Ebay Lida Daidaihua Generic Viagra Trial Pack Generic Cialis Trial Pack Super Kamagra Tablets Super Kamagra Dosage Priligy Generic Dapoxetine
2013   2012   2011   2010   2009   2008   2007   2006  
ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ
ПО ВСЕМ ТЕМАМ
(, 24.01.2018)
(, 27.11.2017)
МОСКВОВЕДЕНИЕ      
Тверская, 13 - Петровка, 22, 07.02.2008
Как сохранить памятники

Концепция проекта нового закона города Москвы «О памятниках истории и культуры в городе Москве» была представлена на депутатских слушаниях в Мосгордуме, организованных Комиссией Московской городской Думы по перспективному развитию и градостроительству под председательством главы этой комиссии Михаила Москвина-Тарханова (фракция «Единая Россия»)

Разработчиками концепции выступили заведующая научно-проектным отделом «Охрана историко-культурного комплекса» ГУП НИиПИ Генплана Москвы Елена Соловьева, руководитель специализированной историко-архитектурной мастерской № 17 «Моспроект-2» Евгения Дутлова, начальник отдела правовой экспертизы Москомнаследия Борис Гавриленков.

Необходимость принятия данного закона обосновывается тем, что с 2008 года регионам переданы значительные полномочия в области охраны культурного наследия, что должно быть отражено в региональном законодательстве. Кроме того, действующие на сегодня московские законы не в полной мере отвечают требованиям Градостроительного кодекса, принятого после их создания.

Предваряя обсуждение, Михаил Москвин-Тарханов напомнил о нашумевшем совместном отчете Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS) и международной организации SAVE Europe's Heritage, озаглавленном «Московское архитектурное наследие: точка невозврата», который был представлен общественности в мае 2007 года.

«Европейцы предлагают нам сделать Москву более охраняемым городом, чем другие европейские столицы, они предлагают нам не повторять их ошибки, и у нас есть сейчас для этого возможности, силы, средства, - заявил он. - Мы готовы быть экспериментальной площадкой, не допустить у себя того кошмара, который позволяют себе европейские столицы. Мы должны стать первой столицей, которая покажет пример сохранения культурного наследия».

Существующая в действующем законодательстве на федеральном уровне палитра методов градостроительной защиты культурного наследия недостаточно широка, заметила в ходе обсуждения Елена Соловьева. Это и заставило разработчиков концепции предложить внести в закон понятие «культурный городской ландшафт», которое применяется за рубежом, но на сегодня отсутствует в российских законах. «Мы должны защитить видовые характеристики города - панорамы, визуальные раскрытия памятников», - подчеркнула Соловьева.

Появятся в городском законодательстве и юридически определенные понятия «заповедная зона», «исторический парк», «музей-заповедник», а также более развитое, чем в федеральном законодательстве, понятие «достопримечательное место».

Особенную важность разработчики концепции закона придают раскрытию понятия «регенерация исторической городской среды», трактовку которого в Федеральном законе № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» они считают недостаточной, и определению в рамках регенерации таких понятий как «компенсационное строительство» и «адаптивное строительство». «Запрещать все это - значит не сохранить ничего», - напомнила Елена Соловьева слова покойного Алексея Комеча - ведущего эксперта в области охраны культурного наследия. По ее мнению, только детальная законодательная регламентация позволит обеспечить возможности для ведения хозяйственной деятельности в исторической среде без ущерба для нее.

«То, что мы считаем Москвой, представляет собой сложившуюся застройку преимущественно в границах Камер-Коллежского Вала, поэтому то, что составляет ее неповторимый облик, должно быть сохранено всеми способами защиты», - заявила Евгения Дутлова. В связи с этим она подчеркнула значимость введения наряду с привычным понятием «памятник» (объект культурного наследия) понятия «ценный объект городской среды», которое будет распространено на здания, не имеющие статуса памятников архитектуры, визуальный облик которых, тем не менее, важен с точки зрения сохранения визуальных характеристик исторической городской среды.

Разработчики концепции закона отмечают также, что в ее составе появляется целая глава, посвященная обеспечению прав граждан в области охраны, использования и популяризации памятников истории и культуры, включая права, связанные не только с пользованием недвижимым культурным наследием, но и с обеспечением его доступности для граждан, а также с организацией взаимодействия между органами власти и обществом в деле охраны наследия.

Новому закону предстоит общественное обсуждение в течение трех месяцев, после чего собранные комментарии, замечания и предложения будут проанализированы, обобщены и представлены на рассмотрение Комиссии по перспективному развитию и градостроительству. За этим последует разработка собственно текста законопроекта, который планируется дважды рассмотреть на заседании той же комиссии, а также представить на Комиссии по культуре и массовым коммуникациям и лишь после всех обсуждений внести его для принятия в Мосгордуму от имени фракции «Единая Россия». Все эти этапы должны быть пройдены в 2008 году, а принятие закона ожидается в середине 2009-го.

Как предполагается, наряду с принятием собственно юродского закона Московская городская Дума выступит с законодательными инициативами, касающимися внесения изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия» и в Градостроительный кодекс РФ.

I. Современная ситуация в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры)

Конституция Российской Федерации (часть 2 статьи 44) закрепляет право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Одновременно закрепляется обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (часть 3 статьи 44).

Основные, принципиальные вопросы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в настоящее время регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Указанные отношения являются также предметом регулирования Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (в настоящее время действуют статьи 20, 31, 34, 35, 40, 42 указанного закона). Также сохраняет свое действие Постановление Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры». Последнее, как квазизаконодательный акт, применяется постольку, поскольку не противоречит Федеральному закону о культурном наследии от25.06.2002 г. № 73-ФЗ (причем применение продолжается впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, но не позднее 31 декабря 2010 года).

В целом правовое регулирование общественных отношений в области недвижимого культурного наследия основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского Кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также законодательством субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Кроме того, отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, помимо Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о градостроительной и об архитектурной деятельности (в том числе Градостроительным Кодексом Российской Федерации), законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды.

Все указанные области законодательства включают в себя как законодательные акты федерального уровня, так и законодательство субъектов Российской Федерации, в том числе законы города Москвы.

Исходя из того, что охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ устанавливаются только общие положения, касающиеся объектов культурного наследия, а также правовые нормы, закрепляющие полномочия федеральных органов государственной власти в этой области и обеспечивающие реализацию указанных полномочий. При этом, однако, необходимо учитывать, что имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ.

На уровне города Москвы отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регулируются законом города Москвы от 14 июля 2000 года. № 26 «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры», а также иными закона города. Так, Закон города Москвы от 09 июня 2004 года № 40 «Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве» устанавливает особый порядок регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве.

Однако указанная законодательная база городского уровня в современных условиях явно недостаточна для правового регулирования в данной сфере. В принятых позднее актах федерального законодательства кардинально изменены полномочия субъектов Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Кроме того, в законодательстве Российской Федерации и законодательстве города Москвы в области культурного наследия используется зачастую различный понятийный аппарат. Наконец, целый ряд положений действующего городского закона «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры» (в частности, статьи 13, 14, 16, 17, 20, 25, 26, а также главы 6 и 7) прямо противоречит принятому позднее Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ.

Кроме того, действующим федеральным законодательством и законодательством города Москвы не урегулировано множество проблемных вопросов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия:

– не определен предмет охраны объектов культурного наследия в зависимости от типа недвижимости (здания и строения, объекты садово-паркового искусства, территории и т.д.);

– не уточнена процедура утверждения территорий объектов культурного наследия, установления границ объекта культурного наследия и его территории как в качестве памятника истории и культуры, так и имущественного объекта;

– не определены режимы и регламенты деятельности в местах наложения и соприкасания границ территории памятника, организующих объединенную охранную зону высокой значимости;

–не установлены режимы использования отдельных частей зон охраны объектов культурного наследия - участков улично-дорожной сети, предназначенных для общего пользования (для автомобильного движения) в красных линиях;

– не определены зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта и принципы градостроительной деятельности;

– не защищены государственной охраной здания, в отношении которых поданы заявления для рассмотрения на предмет их включения в число выявленных объектов культурного наследия;

– не определена этапность порядка постановки под государственную охрану объектов культурного наследия;

– не урегулирован вопрос ответственности за состояние общего имущества (фасадов, крыш, чердаков, подвалов, лестничных площадок) объектов культурного наследия - жилых многоквартирных домов, а также объектов культурного наследия, собственниками (пользователями) которых являются несколько лиц;

– не определены режимы использования объектов культурного наследия промышленного назначения (памятников промышленной архитектуры);

– не определены режимы использования подземного пространства под объектами культурного наследия и их территориями;

– отсутствует нормативное регулирование приспособления парков, являющихся объектами культурного наследия (произведениями садово-паркового искусства) для современного использования;

– не урегулирован законодательно вопрос государственного контроля за музеями-усадьбами.

Значительная часть этих вопросов может быть урегулирована на уровне города Москвы в порядке опережающего законодательного регулирования в рамках полномочий органов государственной власти города Москвы по предметам  совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Существует также необходимость во введении в законодательство города Москвы ряда новых понятий и терминов, в частности:

– «заповедная зона» - зона, где объединяются зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, где действуют градостроительные и архитектурные ограничения, общие требования к художественному оформлению;

– «исторический парк» - парковая зона с расположенными в ней памятниками, ансамблями, достопримечательными местами, где объединяются зоны охраняемого природного ландшафта;

– «музей-заповедник» - историческая территория, исторический парк, заповедная зона, объекты культурного наследия и иные объекты, образующие комплекс, целевым образом предназначенный для музейного использования;

– «ценные объекты городской среды» - строения или ансамбли, не являющиеся памятниками архитектуры, но создающие визуальный художественный образ городских пространств в культурном контексте исторического времени.

Учитывая изложенное, можно отметить, что необходимость нового законодательного регулирования отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на уровне города Москвы определяется объективными факторами, в частности:

– противоречием значительного числа положений Закона города Москвы от 14 июля 2007 года № 26 «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры» действующему федеральному законодательству;

– пробельностью федерального законодательного регулирования, в ряде случаев не предусматривающего конкретных способов охраны объектов культурного наследия;

– недостаточностью закрепленных в федеральным законодательстве мер, которые могут быть предприняты в целях охраны объектов культурного наследия на территории города Москвы, а также недостаточной урегулированностью на федеральном уровне иных аспектов сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

– необходимостью конкретизации полномочий органов государственной власти города Москвы как субъекта Российской Федерации с учетом обновленной законодательной базы федерального уровня.

В связи с изложенным наиболее эффективным способом устранения пробелов правового регулирования сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия является разработка проекта закона города Москвы «О памятниках истории и культуры в городе Москве».

Представляется нецелесообразным вносить изменения и дополнения в действующий Закон города Москвы от 14 июля 2000 года № 26 «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры» в связи с тем, что это потребует неоправданно большого объема работ по следующим основным причинам:

а) Различия в понятийном аппарате, имеющие место в Законе города Москвы от 14 июля 2000 года № 26 «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры» и Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ.

б) Наличие большого объема новых общественных отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, требующих законодательного урегулирования на уровне города Москвы.

Таким образом, наиболее эффективной и целесообразной представляется подготовка принципиально (в том числе и структурно) нового проекта закона города Москвы с рабочим названием «О памятниках истории и культуры в городе Москве». Ведь именно по количеству указанных объектов (6335, в том числе 3516 зданий и строений, 332 сооружения, 336 монументов и 2121 территория, целиком относящаяся к памятникам истории и культуры) Москва, бесспорно, занимает первое место в Российской Федерации. И именно с этой точки зрения, а не с гражданско-правой оценкой памятника как объекта имущества, и должен, думается, подходить к проблеме городской законодатель.

II. Цели, задачи и предмет регулирования закона города Москвы «О памятниках истории и культуры в городе Москве»

Основными целями и задачами закона города Москвы «О памятниках истории и культуры в городе Москве» являются:

– повышение эффективности охраны и использования объектов культурного наследия в городе Москве;

– создание необходимых правовых условий для сохранения и популяризации объектов культурного наследия;

– формирование единой современной системы охраны объектов культурного наследия и контроля за их состоянием;

– совершенствование механизмов обеспечения и надлежащей защиты культурных прав всех проживающих в городе Москве лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регулируются также законами субъектов в области государственной охраны объектов культурного наследия. Законами субъектов Российской Федерации при этом должна быть установлена конкретная система мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за их сохранением и использованием.

В соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ предусмотрено, что к предмету регулирования законов субъектов Российской Федерации, в частности, относятся:

1. Регулирование вопросов:

а) сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации (пп. 3 статьи 9.2);

б) государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения (пп. 4 ст. 9.2);

в) осуществления государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (п. 1 ст. 11).

2. Установление порядка формирования, финансирования и реализации региональных программ охраны объекте культурного наследия регионального и местного значения (п. 2 ст. 12).

3. Установление порядка финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия за счет средств, получаемых от использования находящихся в собственности субъекта Российской Федерации объектов культурного наследия (п. 3 ст. 13).

4. Определение порядка принятия решения о включении объектов культурного наследия регионального значения и местного значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (абз. 4 п. 9 ст. 18).

5. Установление порядка изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения (п.2 ст. 22).

6. Определение порядка установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения (п. 2 ст. 27).

7. Установление порядка утверждения границ зон охраны объектов культурного наследия регионального и местного значения, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон (п. 3 ст. 34).

8. Определение порядка проектирования и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия регионального и местного значения (п. 4 ст. 35).

9. Установление порядка ограничения или запрещения движения транспортных средств на территории объектов культурного наследия или в зонах их охраны в случае угрозы нарушения их целостности и сохранности (ст. 38).

10. Установление порядка выдачи заданий на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешений на проведение работ по сохранению объектов, а также согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения (п. 2 ст. 45).

11. Установление режима использования территорий объектов культурного наследия (ст. 46).

12.Уполномочивание органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять согласование порядка организации, границ и режима содержания историко-культурного заповедника федерального значения, а также установление порядка организации историко-культурного заповедника регионального значения, его границ и режима содержания (п. 3 ст. 58).

Все указанные вопросы должны найти свое решение в проекте закона города Москвы «О памятниках истории и культуры в городе Москве».

Однако наряду с ними в законе города Москвы должен быть решен (в порядке опережающего правового регулирования) и ряд вопросов, не урегулированных федеральным законодательством (см. раздел 1 настоящей концепции). При этом регулирование соответствующих вопросов будет осуществляться в форме, исключающей выход за пределы полномочий органов государственной власти города Москвы.

Таким образом, предметом регулирования закона города Москвы «О памятниках истории и культуры в городе Москве» должны стать:

1) отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия по вопросам, отнесенным Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ к предмету регулирования законов субъектов Российской Федерации;

2) отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не урегулированные законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

III. Предполагаемые последствия реализации закона города Москвы «О памятниках истории и культуры в городе Москве»

Принятие закона города Москвы «О памятниках истории и культуры в городе Москве» создаст новую систему государственной охраны недвижимого культурного наследия в городе Москве, соответствующую нормам международного права и действующему федеральному законодательству, создаст надлежащую правовую базу для обеспечения сохранения, использования, популяризации и государственной охраны недвижимого культурного наследия города. Кроме того, оно позволит не только повысить эффективность обеспечения и защиты прав жителей города Москвы в области культуры, но и все более активно включать недвижимое культурное наследие столицы в экономическую, социальную и культурную жизнь всей страны как один из мощных интегративных факторов обеспечения государственной самобытности и суверенитета России.

Наряду с изложенным принятие закона города Москвы «О памятниках истории и культуры в городе Москве» также даст возможность в полной мере реализовать полномочия органов власти города по достижению целей охраны объектов культурного наследия. Конституирование на базе данного закона четкой системы управления охраной и использованием объектов культурного наследия создаст необходимые условия для упорядочения деятельности различных видов пользователей указанных объектов.

Важным правовым последствием принятия закона города Москвы «О памятниках истории и культуры в городе Москве» станет признание утратившим силу Закона города Москвы от 14 июля 2000 года № 26 «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры», а также принятие во исполнение вновь принятого закона новых подзаконных нормативных правовых актов города Москвы в данной сфере. К указанным актам должно быть отнесено прежде всего специальное постановление Правительства Москвы «О мерах по реализации Закона города Москвы «О памятниках истории и культуры в городе Москве», в котором должны быть урегулированы вопросы, решение которых будет отнесено законом к полномочиям органов исполнительной власти города.

IV. Структура проекта закона города Москвы «О памятниках истории и культуры в городе Москве»

Глава 1. Общие положения

В данной главе прежде всего должны быть определены цели и задачи закона, а также закреплены принципы деятельности органов государственной власти города Москвы в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны памятников истории и культуры. Кроме того, в главе «Общие положения» (в отдельной статье) должен быть подробно закреплен детально сформулированный понятийный аппарат закона. Формулировки понятий и терминов при этом необходимо согласовать (гармонировать) с терминологией федерального законодательства о недвижимом культурном наследии и градостроительного законодательства Российской Федерации. Вместе с тем, разумеется, содержание данной статьи не должно представлять из себя простого повторения соответствующих положений федерального законодательства. Напротив, в рамках понятийного аппарата необходимо определить столь важные для охраны городских памятников истории и культуры понятия, как «ценные объекты городской среды» (с выделением внутри них категории особо ценных объектов), «исторический парк», «заповедная зона», «музей-заповедник» и т.д.

Глава 2. Полномочия органов государственной власти города Москвы в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации памятников истории и культуры

Представляется, что в рамках данной статьи должны быть прежде всего отражены полномочия в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации памятников истории и культуры следующих органов и должностных лиц государственной власти:

1. Московской городской Думы.

2. Мэра Москвы.

3. Правительства Москвы.

4. Специально уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации памятников истории и культуры.

5. Специально уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы в области градостроительства и архитектуры.

6. Специально уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы в области земельных отношений.

7. Специально уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы в области охраны окружающей природной среды.

Такого рода определение полномочий (исключающее их дублирование и пересечение) при этом не должно нарушать требований Устава города Москвы, согласно которому полномочия конкретных, индивидуально определенных органов власти города, определяются Мэром и Правительством Москвы. Законодательное разграничение полномочий должно касаться исключительно ветвей и уровней власти, а также отраслей управления, но не конкретных органов (департаментов, комитетов, управлений и т.д.).

В данной главе также должны найти свое отражение вопросы реализации передаваемых с федерального уровня полномочий в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации памятников истории и культуры.

Глава 3. Обеспечение и защита прав граждан в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации памятников истории и культуры

Настоящая глава должна быть посвящена в первую очередь вопросам обеспечения и защиты тех прав жителей города Москвы в области культуры, которые непосредственно связаны с пользованием недвижимым культурным наследием (особенно с обеспечением реализации этих прав, в частности - с обеспечением доступности указанных объектов). Таким образом, положения данной главы будут тесно увязаны с нормами градостроительного законодательства, посвященными защите прав москвичей при реализации градостроительных решений. Однако данная глава будет не дублировать, но, напротив, развивать последние. Кроме того, в данной главе найдут свое место и положения, посвященные обеспечению выполнения обязанностей государства в области охраны памятников (что также является одним из способов обеспечения культурных прав человека).

Разумеется, не должны остаться без внимания и столь животрепещущие для города Москвы вопросы, как форма и степень участия органов и должностных лиц местного самоуправления в деле сохранения, использования, популяризации и государственной охраны памятников истории и культуры, а также роль общественности в этой сфере. Четко определив компетенцию внутригородских муниципальных образований и роль общественных организаций в указанной области, законодатель сумеет создать правовую базу для реального исполнения жителями города конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Наконец, в данной главе должна быть закреплена пригодная для реализации в условиях города Москвы модель взаимодействия государственной власти и общества в целом в деле заботы о недвижимом культурном наследии. В частности, предполагается урегулировать вопросы создания и деятельности компетентных общественных научно-экспертных органов в этой сфере, закрепив при этом за ними реальные, а не формальные функции и полномочия.

Глава 4. Комплексная государственная охрана сложившейся историко-культурной территории города Москвы

Несмотря на то, что идея комплексной государственной охраны города Москвы как исторического поселения в настоящее время не может быть реализована (в силу непригодности предлагаемой в данном случае федеральным законодателем модели для городов федерального значения), сама государственная охрана памятников истории и культуры в городе Москвы должна носить комплексный характер. Это предполагает согласованное действие законодательных и административных механизмов, относящихся к области культуры, архитектуры и градостроительства, землепользования и экологии. Нормы, необходимые для обеспечения такой согласованности (основанной на взаимосвязи правового регулирования и взаимодействии властно-уполномоченных субъектов во всех перечисленных областях), и должны быть закреплены в настоящей главе.

Глава 5. Государственная охрана памятников истории и культуры в городе Москве

Данная глава должна, по возможности, максимально конкретизировать предмет, а также определить конкретный перечень и урегулировать находящиеся в компетенции города вопросы содержания мероприятий (включая выявление, исследование, учет, категорирование, наделение определенным охраняемым статусом и мониторинг состояния) памятников истории и культуры, а также обеспечить надлежащую правовую базу для осуществления контроля в этой области.

Глава 6. Сохранение памятников истории и культуры в городе Москве

Эта глава должна урегулировать в пределах законодательных полномочий города Москвы вопросы сохранения, консервации, ремонта, реставрации, реконструкции и восстановления памятников истории и культуры (с учетом специфических особенностей города Москвы), а также вопросы городского государственного контроля в указанной области.

Глава 7. Использование памятников истории и культуры в городе Москве

Предметом регулирования в данном случае будут находящиеся в ведении города Москвы вопросы использования недвижимого культурного наследия (в частности, деятельность органов власти города Москвы в этой области) и контроля за указанным использованием.

Глава 8. Популяризация памятников истории и культуры в городе Москве

Данная глава должна урегулировать вопросы популяризации памятников истории и культуры в городе Москве, в том числе общественно-государственного взаимодействия в этой области.

Глава 9. Территории и зоны охраны объектов культурного наследия в городе Москве

Данная глава должна в пределах полномочий города Москвы комплексно, во взаимной связи с нормами земельного, градостроительного и экологического законодательства, урегулировать вопросы определения, правового регулировании статуса, контроля за надлежащим использованием, защиты и сохранения территорий и зон охраны объектов культурного наследия.

Глава 10. Историко-культурные заповедники города Москвы

Данная глава должна (в основном в порядке опережающего законодательного регулирования) определить на городском уровне статус находящихся в ведении Москвы историко-культурных заповедников, правовое положение которых крайне фрагментарно регулируется федеральным законодательством и в настоящее время оставляет значительный простор для правотворчества на субфедеральном уровне.

Глава 11. Финансирование деятельности по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации памятников истории и культуры

Предмет положений данной главы понятен из самого ее названия. В ней предполагается подробно (в пределах законодательной компетенции города) урегулировать особенности бюджетного и внебюджетного финансирования деятельности по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране памятников истории и культуры, особенности принятия, финансирования и контроля за использованием средств в рамках городских целевых программ в этой области, а также особенности предоставления в данной сфере стимулирующих льгот финансового характера.

Глава 12. Заключительные и переходные положения

Данную главу предполагается посвятить срокам и порядку вступления Закона в силу, а также срокам и порядку приведения в соответствие с ним других нормативных правовых актов города Москвы.

Никита Легирев

      Rambler's Top100   Яндекс цитирования    mpress Яндекс.Метрика