Месяц
День
27 марта - Международный день театра
27 марта - День Внутренних войск Министерства внутренних дел РФ
29 марта - День специалиста юридической службы
1 апреля - День смеха
2 апреля - День единения народов Беларуси и России
3 апреля - Всемирный день писателя
4 апреля - День геолога
6 апреля - День работника следственных органов
7 апреля - Всемирный день здоровья
8 апреля - День сотрудников военных комиссариатов
11 апреля - Международный день освобождения узников фашистских концлагерей
11 апреля - День войск противовоздушной обороны (День ПВО)
12 апреля - Всемирный день авиации и космонавтики
15 апреля - День специалиста по радиоэлектронной борьбе
17 апреля - Вербное Воскресенье
18 апреля - Международный день памятников и исторических мест
22 апреля - Международный день Земли
23 апреля - Всемирный день книги и защиты авторского права
24 апреля - Православный христианский праздник - Пасха, Воскресение Христово
26 апреля - Международный день интеллектуальной собственности
ТЕМЫ
КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС

Квартирный вопрос - один из самых важных для многих москвичей. По статистике каждая третья семья имеет желание приобрести квартиру (дом) или улучшить существующие жилищные условия. Эти и многие другие вопросы регулирует Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ, вступивший в силу с 1 марта 2005 года.

Прежде всего, Жилищный кодекс коренным образом изменил порядок, по которому граждане могли получить квартиру от государства на условиях социального найма. Раньше встать в очередь могли те, кто имел жилплощадь меньше установленной социальной нормы. Теперь это необходимое, но недостаточное условие. Нужно еще, чтобы человек или семья были малоимущими. Малоимущими граждане признаются с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и имущества, подлежащего налогообложению. В Москве принят Закон «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» от 25 января 2006 года № 7-ЗМ, где определены требования к жилищной и материальной обеспеченности претендентов на получение статуса «малоимущий».

Вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляется гражданам, квартиры которых признаны непригодными для проживания и не подлежат реконструкции и ремонту, детям-сиротам, несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, лицам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.

В 2005 году Государственная Дума России внесла поправки в кодекс, которыми устанавливается, что все граждане, поставленные в очередь до 1 января 2005 года, сохраняют право на получение социального жилья и в дальнейшем (в том числе и на получение жилья в первоочередном и внеочередном порядке). Это означает, что пересмотра старой очереди по новым основаниям не будет, и положения Жилищного кодекса, согласно которым на постановку в очередь имеют право только малоимущие, на старых очередников не распространяется.

Помимо этого, уточняется, что все граждане, вселившиеся на основании ордера, но не успевшие оформить договор социального найма до 1 марта 2005 года, имеют возможность приватизации жилья. В январе 2010 г. срок бесплатной приватизации был продлен. Госдума приняла законопроект, продлевающий сроки бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2013 года. Согласно Жилищному кодексу, если квартира предоставлена по договору социального найма после 1 марта 2005 года, получить ее в собственность бесплатно будет уже невозможно. Те же сроки сохраняются и для деприватизации жилья. Налоги на недвижимость в будущем предполагается взимать с ее рыночной стоимости. До 1 марта 2013 года квартиру можно перевести вновь в разряд муниципальной, заключив договор социального найма. В этом, собственно, и состоит деприватизация. Поскольку договор социального найма заключается на неопределенный срок, выселение жильцам не угрожает.

В Москве по договорам социального найма жилье предоставляется гражданам, проживающим в городе не менее 10 лет и при этом:

– имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2000 года с учетом даты возникновения права на получение жилищных льгот;
– имеющим право на первоочередное предоставление жилых помещений и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 1988 года (для Зеленоградского административного округа – до 1 января 1996 года) с учетом даты возникновения права на получение жилищных льгот;
– принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на общих основаниях до 1 января 1986 года (для Зеленоградского административного округа – до 1 января 1993 года);
– участникам и инвалидам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года;
– гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях по категории «военнослужащие, уволенные в запас», которые призваны на военную службу из города Москвы и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 1996 года;
– гражданам, включенным в программу обеспечения жилой площадью на 2004 год в соответствии с Законом города Москвы «О приоритетах в предоставлении жилых помещений и безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилых помещений в 2004 году» от 26 мая 2004 года № 31 - ЗМ, которым жилые помещения не были предоставлены.

Главная задача для Правительства Москвы была сократить к 2010 году количество очередников в два раза и уменьшить срок ожидания получения ими жилья до 10 лет. Решить эту задачу только за счет бюджетного строительства жилья было невозможно. Поэтому, исполнительной властью был разработан механизм помощи нуждающимся в жилых помещениях. В 2006 году был принят закон «Об обеспечении права жителей на жилые помещения» от 14 июня 2006 года №29 -ЗМ. Он установил порядок и условия предоставления жилых помещений жителям Москвы из жилищного фонда или помощи города в приобретении жилья в собственность.

Одна из форм помощи - безвозмездные субсидии.

Для того, чтобы сделать их более доступными, в закон №29 были внесены согласно положениям приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» (см. раздел Нацпроекты).

Для стимулирования платежеспособной части очередников был уменьшен срок ожидания максимальной субсидии: для очередников – льготников с семи до пяти лет. А для очередников, не имеющих жилищных льгот, с 15 до 10 лет. Размер субсидии дифференцирован. Он зависит от количества лет, прошедших с момента постановки гражданина на жилищный учет. Преимущественным правом на получение жилищных субсидий обладают участники Московской программы «Молодой семье – доступное жилье», которая реализуется в Москве с 2003 года. По условиям программы при рождении первого ребенка семья освобождается от уплаты за 10 кв. м жилья, при рождении второго ребенка – 14 кв. метров, третьего и последующих – 18 кв. метров. Молодые семьи при улучшении жилищных условий смогут использовать материнский (семейный) капитал в порядке, установленном федеральным законодательством.

В 2009 году Правительство Москвы утвердило третий этап программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2009-2011 гг. и заданиях до 2015 г. Среди целей программы - завершение к 2014 году обеспечения жилыми помещениями всех молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия с 2009 по 2015 гг. должно быть не менее 38 тыс.

Но многие не могут себе позволить приобрести жилье даже по возмездным программам, а срок ожидания «бесплатной» квартиры составляет порядка 20 лет. В связи с этим в Среднесрочной жилищной программе "Москвичам - доступное жилье" поставлена задача по обеспечению развития в городе Москве системы долгосрочного найма жилых помещений и формирования цивилизованного рынка найма жилья. С учетом сложившихся особенностей инвестиционно-строительного рынка в городе Москве наиболее реалистичным и перспективным является развитие системы найма жилых помещений в домах, находящихся в собственности города, с оплатой за пользование, содержание и ремонт жилого помещения по полной их стоимости. Это позволит основной массе очередников, не располагающих достаточными средствами для приобретения жилья в собственность, принять решение о найме жилья за вполне доступную плату, не дожидаясь подхода очереди на бесплатное жилье, предоставляемое по договору социального найма. В августе 2008 года была принята Концепция формирования в городе Москве сети бездотационных домов для предоставления жилых помещений гражданам по договорам найма от 05.08.2008 N 708-ПП. Концепцией предусмотрены льготные условия найма для молодых семей и очередников.

Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предоставляет полную информацию о возможности получения минимально затратных кредитов для очередников.

В 2008 году в №29- ЗМ были внесены очередные изменения, которые коснулись жителей Москвы, нуждающихся в улучшении своих жилищных условий, но не являются малоимущими. Это, прежде всего, бюджетники, работники социальной сферы. Закон ввел понятие «нуждающиеся в содействии города в приобретении жилых помещений». Москвичи, признанные «нуждающимися» в рамках городских жилищных программ, получат право на предоставление в пользование, приобретение в собственность жилых помещений с помощью города в порядке очередности, установленной в рамках соответствующей городской жилищной программы. Горожан, положение которых соответствует старым критериям постановки на учет, но не отвечает требованиям новых критерий малоимущности, власти в соответствии с законом будут ставить на отдельный учет. Они смогут принимать участие в таких городских жилищных программах, как «Молодой семье - доступное жилье», получать субсидии из городского бюджета, приобретать жилье с рассрочкой платежа, участвовать в социальной ипотеке и т. д. Таким образом, они приравниваются к старым очередникам, за исключением права предоставления жилого помещения бесплатно, по договорам социального найма.

С принятием данных изменений городское жилищное законодательство было полностью приведено в соответствие с Жилищным Кодексом РФ, как по законодательной терминологии, так и по социальным параметрам. В частности, законодательно закреплено понятие, связанное с ведением жилищного учета. Кроме того, изменился размер и порядок исчисления жилищных субсидий. Например, после вступления в силу закона, до 100 процентов увеличится размер субсидий для очередников, включенных в жилищные программы Правительства Москвы, а также для многодетных семей.

Новые возможности улучшить свои жилищные условия в скором времени появятся у жителей столицы благодаря планируемому расширению территории Москвы. (см. раздел «Москва и Московская область»).

Квартирный вопрос - это не только вопрос получения (приобретения) жилья, но и содержания квартиры или дома, распоряжения имуществом. По новому Кодексу расширились права собственника. Например, собственник жилья, вступивший в брак, при разводе сохраняет свою часть собственности. Но вместе с тем законодательство предусматривает защиту прав женщин. Суд может обязать собственника квартиры обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник платит алименты. А вот разводящимся супругам, которые живут в неприватизированной квартире, как и при старом кодексе, придется продолжать совместное проживание, ведь они всего лишь наниматели жилья. Ужесточились требования и в вопросах выселения жильцов из муниципальных квартир. До сих пор существовало положение, согласно которому выселить можно было только того, кто разрушает свою квартиру или делает невозможным для соседей проживание с ним в одном доме. По новому кодексу выселению подлежат наниматели и члены их семей, если они систематически нарушают права и законные интересы соседей. К подобным правонарушениям могут быть отнесены громкая музыка, плохие запахи, регулярное и шумное распитие спиртных напитков, содержание большого количества животных.

Усложняется и порядок сдачи неприватизированных квартир внаем. Во-первых, пустить жильцов можно только передав ЖЭКу или управе района экземпляр договора найма, в котором должны быть указаны все постояльцы, их паспортные данные, срок, на который сдается квартира, и т.д. Во-вторых, договор найма объявлен возмездным. То есть сдавать квартиру даром нельзя.

По новым правилам, без согласования с городскими службами теперь нельзя проводить перепланировку квартир (см. раздел Перепланировки), если это ухудшает условия проживания граждан, а также, если нарушается прочность, устойчивость несущих конструкций здания или может произойти их разрушение.

Существенные изменения Кодекс вносит в вопросы содержания жилья. Собственник, вместе с правами на квартиру получил еще и ряд обязанностей. Например, по обслуживанию общего имущества дома. Это межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, чердаки, подвалы, а также крыши, земельный участок, на котором расположен дом и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Каждый собственник получает долю общего имущества дома, причем она зависит не от количества людей, проживающих в квартире, а от площади жилья. Чем она больше, тем больше доля в общей собственности, и тем больше придется платить за обслуживание общего имущества. Капитальный ремонт дома тоже ложиться на плечи собственников.

Органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников. Собрание вправе принимать решения о реконструкции дома, строительстве хозяйственных построек и других сооружений, ремонте общего имущества, об использовании земельного участка. Общее собрание вправе выбирать способ управления многоквартирным домом. Кодекс предложил три способа: непосредственное управление домом, привлечение управляющей компании или же создание ТСЖ. Жителям столицы, которые в 2008 году самостоятельно не определили способ управления домом, управляющую компанию выбрали местные власти на конкурсной основе исходя из условия, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. В соответствии с жилищным кодексом, способ управления многоквартирным домом может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Отказаться от услуг управляющей компании можно по итогам ее годового отчета. (см. разделы "ЖКХ", "ТОС и ТСЖ")

      Rambler's Top100   Яндекс цитирования    mpress Яндекс.Метрика