ТЕМЫ
ГЕНПЛАН

Первый известный, но недошедший до нас в оригинале план Москвы был изготовлен в 1596-1597 гг. Этот план, составленный при царе Борисе Годунове, послужил основой для других ранних планов Москвы - "Петрова чертежа", "Сигизмундова плана", а также иных планов Москвы XVII века. Значительными переменами в облике города ознаменована эпоха Петра I. В 1700 г. Петр I издал указ, запрещавший строить деревянные здания на погорелых местах в центральной части Москвы и обязывающий возводить каменные строения "по линии, а не во дворах". При этом постройки нужно было осуществлять только по чертежам архитекторов. В 1731 г. был издан Указ императрицы Анны Иоанновны "О делании плана города Москвы", разработка которого растянулась на 8 лет. Первый Генплан Москвы был принят в 1739 году. Город впервые был подвергнут зонированию и делился на собственно город и предместье. План закрепил новую таможенную границу города — будущий Камер-Коллежский вал, по которому сейчас проходит Третье кольцо. Помимо частичного выпрямления радиальных улиц города на месте их пересечения с укреплениями Земляного города (сейчас Садовое кольцо) план намечал возникновение новых площадей, в частности, Сухаревской.
В 1775 году специально для этого созданный департамент Комиссии для строений представил «Прожектированный городу Москве план». Это был документ, который не просто констатировал состояние города, а четко обозначал грядущие преобразования. Вокруг Кремля и Китай-города планировалось полукольцо парадных площадей. Вдоль Москвы-реки и Неглинной были запланированы набережные, облицованные камнем. В 1789 г., через 50 лет после издания первого геодезического плана Москвы вышел второй план и книга-указатель.
После пожара и разрушений в Москве 1812г. была создана "Комиссия по строению города Москвы", на которую возлагалось восстановление города. План Москвы, составленный этой Комиссией в 1818 г., был положен в основу обстоятельной реконструкции города. В Москве вплоть до 1917 г. продолжали действовать основы градостроительного регулирования, застройки в духе идей классицизма. В 1917 году начался новый этап в развитии страны и Москвы.
В 1923 г. был издан подробный проект - фактически первый советский план реконструкции Москвы, но он не был официально утвержденным документом. В конце 20-х годов на конкурсной основе начали подготовку нового градостроительного плана. Он был принят в 1935 году. Документ предлагал радиально- кольцевую структуру развития города. Между радиальными проспектами, идущими от центра к периферии, предусматривались зеленые клинья садово-парковых массивов, таких как Сокольники и парк Горького. Намечался рост численности населения Москвы с 3,66 млн. чел. в 1935 г. до 5 млн. чел. к 1960 г. и увеличение более чем вдвое городской территории - с 28,5 тыс. га до 60 тыс. га, преимущественно в юго-западном и северном направлениях.
После Великой отечественной войны был принят десятилетний план реконструкции Москвы на 1951 - 1960 гг. Этот градостроительный план основывался на идеях Генплана 1935 г., но включал ряд новых предложений по улучшению планировки и застройки города, прежде всего - основных магистралей, въездов в Москву, освоению резервных территорий. Было принято решение о постепенном переходе на полносборное домостроение и о создании необходимой для этого производственной базы. В 1960 г. началась работа над составлением Технико-экономических основ нового Генерального плана развития Москвы. Было принято решение о расширении границ Москвы до Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД).
В 1971-м был утвержден генплан Москвы на период до 1985 -1990 гг. с учетом прогнозов на более отдаленную перспективу - 2000 г. Территория города делилась на восемь секторов: семь больших зон располагались вокруг центрального ядра. Периферийные районы должны были обеспечиваться необходимыми коммунальными службами, зелеными массивами для отдыха, торговыми центрами и застраивались жилыми кварталами со зданиями в 9—16 этажей.
Концепция «солнца со множеством лучей», заложенная в плане 1935 года, заменялась «семиконечной звездой» (историческое ядро и семь новых центров). Разгрузить главные транспортные артерии должны были наложенные на радиально-кольцевую сетку улиц четыре скоростные трассы, пересекающиеся под прямым углом: Ховрино — Борисово, Теплый Стан — Владыкино, Очаково — Мытищи и Татарово — Бирюлево. Это позволило бы пересекать город, минуя центр. Кроме того, между МКАД и Садовым кольцом были запланированы еще два транспортных кольца. Также намечалось продление существующих линий метрополитена. Однако из этого плана удалось полностью реализовать только намеченную застройку жилых массивов на месте старых деревень.
В 1997-1999 гг. Комитетом по архитектуре и градостроительству Москвы на основании постановления Правительства Москвы "О ходе реализации основных направлений градостроительного развития Москвы на период до 2010 года" от 6 августа 1996 года N 654- ПП был разработан проект Генерального плана развития Москвы на период до 2020 года. Он был принят Правительством столицы в 1999 году. Затем концепцию Генплана одобрила Московская городская Дума. Закон был принят в двух чтениях. После чего документ был направлен для согласования в части реализации столичных функций в Правительство РФ. Но на начало 21 века в столице еще не было градостроительного законодательства способного помочь в реализации Генплана. Оно было сформировано только к 2005 году. Тогда же Московской городской Думой был принят Закон «О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы)» от 27 апреля 2005 года № 14-ЗМ.
Через год после принятия закона о Генплане, правительство Москвы подвело первые итоги и наметило план дальнейшего развития. Это нашло отражение в Постановлении «О реализации Генерального плана развития города Москвы за 2005 год и подготовке актуализации Генерального плана города Москвы на период до 2025 года» от 19 декабря 2006 года № 1026-ПП.
Актуализацией Генплана занялись Москомархитектура совместно с НИИ Генплана Москвы, они разработали документ "Актуализация Генерального плана развития Москвы до 2025 года". Почему потребовалась актуализация Генплана? Во - первых к 2006 году были приняты ряд основополагающих законов РФ, в частности Градостроительный кодекса РФ ( в 2004 году). Во – вторых, сменились приоритеты развития Москвы. Генплан 1999 года был назван его разработчиками «Генпланом возможностей». Главная задача была - привлечь в Москву инвестиции. К 2006 году приоритеты сменились. Инвестиции уже не стоят на первом месте – их с избытком. Бурный рост инвестиционной деятельности выявил проблему - недостаточную защищенность общественных интересов и социальных гарантий населения.
Поэтому актуализированный Генплан разрабатывался как Генплан социальных гарантий.
В Градостроительном кодексе города Москвы несколько глав посвящены Генеральному плану развития Москвы – его разработке, обсуждению, утверждению и реализации.
В главе Градостоительного кодекса, посвященной градостроительному зонированию, предусмотрено принятие принципиально нового для столицы документа под названием «Правила землепользования и застройки в городе Москве». Особое внимание в документе уделено вопросам взаимодействия органов власти с жителями. Одна из форм взаимодействия – публичные слушания. Они проводятся по всем градостроительным проектам. Таким образом, жители города получили реальную возможность влиять на процессы строительства и реконструкции в Москве.

Генплан и Правила застройки и землепользования (ПЗЗ)– эти два документа существуют параллельно. Генплан – определяет стратегию развития города, он необходим, чтобы отстаивать общегородские интересы. Генплан показывает прокладку коммуникаций, фиксирует охранные зоны, зеленые территории, показывает функции территорий и дает их емкости. А Правила застройки и землепользования направлены на то, чтобы частные лица, будь они жителями или инвесторами, могли поучаствовать в обсуждении путей развития и реорганизации своей территории.

В ходе публичных слушаний, которые проходили по районам, от граждан поступило более 70 тыс. поправок, часть из них имела отношение непосредственно к Генплану, часть к проекту ПЗЗ. При Москомархитектуре была создана специальная рабочая группа, которая рассматривала каждое предложение. После первого чтения Генплана было подано более 400 поправок, к последнему, третьему чтению – 609. В 2010 г. Генплан был принят Мосгордумой: «О Генеральном плане города Москвы» от 5 мая 2010 года №17- ЗМ

Темпы жилищного строительства в Москве обогнали показатели существующего Генплана на 10 лет. Однако москвичи продолжают нуждаться в жилье. Актуализированный Генплан предусматривает, что процент сооружения коммерческого жилья снизится (оно будет в основном сосредоточено в высотных комплексах), а социального – увеличится. Основное строительство предлагается вести между третьим и Четвертым транспортными кольцами, где сейчас расположено большинство выводящихся из города промышленных предприятий. Преимущественно здесь же будет возводиться коммерческое жилье. К 2025 г. в Москве планируют построить 95 млн кв. метров жилья, из них 47 млн – социального. Таким образом, очередники, льготники, молодые семьи, специалисты, занятые в бюджетных отраслях получат почти вдвое больше квартир, чем выделялось ранее. Если в настоящий момент на москвича приходится 21,4 кв. метра, то в 2025 г. этот показатель вырастет до 24 кв. м. Социальное жилье должно главным образом строится на землях, купленных у Московской области за Кольцевой автодорогой. Реализацию планов по жилищному строительству в Москве будут осуществлять и за счет сноса пятиэтажных домов. А в последствии и 9, 12 -этажных. Реновацию будут вести комплексно – поквартально. Причем новые кварталы окажутся на порядок более густонаселенными. Реновация и реконструкция коснется 17,5 тыс. га (24 млн. кв. м) столичных территорий.
Предпочтение в строительстве будет отдаваться высотным зданиям. В Генплане определяется 60 зон под размещение небоскребов. Всего их будет около 200, проектом "Новое кольцо Москвы" небоскребы предусмотрено разместить на границе периферийной части города. Каждый такой дом, по сути, должен стать вертикальным микрорайоном, включая в себя детсад, поликлинику, физкультурно-оздоровительный комплекс и другие объекты.
Новые, и уже сложившиеся кварталы будут обеспечены необходимой социальной и транспортной инфраструктурой. Общий объем социальных объектов к 2025 г. достигнет 90 млн кв. метров. При этом все новые школы, детские сады, поликлиники и спортивные центры, как среди сложившейся застройки, так и в новых районах – будут строиться в шаговой доступности. С таким расчетом, чтобы путь до них пешком занимал 15–20 минут, а до детских учреждений 5–10 минут. Будут строиться семейные досуговые центры. Сначала появится 19 комплексных семейных досуговых центров с выставочными залами и библиотеками, затем к ним прибавятся 21 школа искусств и 18 клубов-библиотек. В планах строителей – увеличить в разы количество катков, бассейнов, физкультурно-оздоровительных комплексов(ФОК). До 2012 г. будет построено 130 новых ФОКов, в каждом районе в 15-минутной досягаемости появится бассейн, в каждом округе – по 5–6 ледяных полей. ФОКи построят и для людей с ограниченными возможностями, в них можно будет проводить соревнования в рамках параолимпийского движения. Всего же к 2025 г. число объектов образования вырастет в 3 раза, здравоохранения – в 2,5, спорта – в 5,5 и культуры – в 5 раз.

В приоритетах развития Москвы по-прежнему транспорт. Транспортная система отстает от жилищного строительства. Для решения этой проблемы в Генплане заложена комплексная модернизация транспортной инфраструктуры города. Во-первых, будет увеличено количество радиальных магистралей с превращением их в современные бессветофорные многополосные трассы. К 2013 году планируется открытие Четвертого транспортного кольца(ЧТК). Помимо ЧТК планируется построить две хордовые магистрали, или рокады.Во-вторых, упор будет сделан на развитие общественного транспорта. Если сейчас на его долю приходится 50 процентов перевозок, то планируется, что она вырастет до 65. Этому поможет развитие городской железнодорожной сети, организация транспортно-пересадочных узлов. Протяженность линий московского метро до 2025 г. увеличится в 1,5 раза (с 300 до 450 км). (смотри раздел «Транспорт»).

Новый Генплан не обошел вниманием вопросы экологии и сохранения культурного наследия. Конечно, из-за дефицита пространства существенно увеличить объем «зеленых зон» не удастся, но внимание будет сосредоточено на озеленении города и благоустройстве мест отдыха. Город уже вошел в постиндустриальную стадию: доля услуг в валовом региональном продукте составляет 78 процентов, промышленность дает всего 8 процентов. Производственные территории и промышленные зоны остаются основным резервом для развития города. Приоритетное внимание будет уделяться организации технопарков, бизнес-инкубаторов, производственных площадок высшей школы. Производства сохранятся на 15 тыс. га, 4,5 тыс. га планируется освободить для других целей.
Что касается культурного наследия - в Генплане предусмотрена охрана не просто отдельных памятников или улиц, а исторически сложившихся панорам города в целом. При этом доля объектов культурно-исторического наследия, находящихся под охраной увеличивается почти вдвое. Новый Генплан включил предложения по выделению на территории города достопримечательных мест - это значительная часть исторической застройки, прилегающей к Садовому кольцу и не имеющей на сегодняшний день определенного исторического статуса, а также территории сложившихся архитектурных ансамблей, обладающих выраженным стилистическим решением и безусловной культурной ценностью для города.

В начале 2007 года Московские власти приступили к масштабной работе по созданию Стратегии развития города до 2025 года. Это нашло отражение в постановлении Правительства Москвы «О стратегии развития города Москвы на период до 2025 года» от 26 июня 2007 года № 513-ПП. Стратегическая задача развития до 2025 года определена - Москва должна стать городом комфортным для проживания, крупнейшим международным центром делового, научного и политического сотрудничества. В этой связи одной из важнейших задач социально-экономического развития следует считать превращение Москвы к 2025 году в международный финансовый, туристический центр и город высоких технологий. Для принятия тактических решений предполагается изучить целый ряд экономико – социальных вопросов. Стратегия развития Москвы на период до 2025 года должна предлагать различные варианты решений социальных, экономических, научно-технических, градостроительных и экологических проблем в зависимости от внешних и внутренних факторов влияния.
В этих условиях ключевым этапом комплексного подхода к вопросу обеспечения безопасности в городе в 2011 году явилась принятая государственная программа «Градостроительная политика» на 2012-2016 годы.
Целями программы являются:
- Повышение комфортности городской среды.
- Повышение доступности информации, необходимой населению для участия в реализации градостроительной политики Москвы.
- Улучшение архитектурно-художественного облика города.
- Комплексная реконструкция и благоустройство исторического центра города:
- Развитие территорий срединной зоны города.
- Развитие территорий периферийной части города.
- Реорганизация производственных территорий.
В итоге реализации государственной программы для органов государственной власти и бизнес-сообщества будут реализованы следующие шаги:
- Утверждены Правила землепользования и застройки.
- Утверждены мероприятия по реализации Генерального плана города Москвы на период 2012-2013 и 2014-2016 гг.
- Разработаны программы по комплексному градостроительному  развитию административных округов и территорий города Москвы, подлежащих градостроительной реорганизации.
- Разработана документация по планировке территории –шт.(проекты планировки, отраслевые схемы, территориальные схемы)
- Сокращено энергопотребление до 160 КВтч/м2 (в год).
- Рост производительности труда в стройкомплексе.
- Улучшены транспортная и дорожная инфраструктуры города Москвы.
Но разработка этих шагов невозможна без учета развития региона. Министерство регионального развития РФ провело исследование, которое показало - зона влияния столицы простирается на 300-350 км. от ее границ. Москва активно сотрудничает с другими регионами по многим направлениям. Кроме того, на развитие Москвы влияют миграционные процессы. В столицу ежедневно на работу приезжают до 2 миллионов жителей Подмосковья. Как следствие – ухудшается транспортная ситуация. Дорожное, жилищное строительство Москвы выходит за пределы города. Поэтому в июле 2011 года Мэром Москвы Сергеем Собяниным на встрече с Президентом РФ Дмитрием Медведевым и губернатором Подмосковья Борисом Громовым был представлен проект расширения территории Москвы — самый масштабный и амбициозный за всю историю административно-территориального деления города проект расширения территории Москвы примерно в 2,35 раза за счёт территории Московской области. (смотри раздел «Москва и Московская область»)

      Rambler's Top100   Яндекс цитирования    mpress Яндекс.Метрика