ТЕМЫ
БИЗНЕС И ФИНАНСЫ

Город Москва - столица Российской Федерации. Город с населением более 10 млн. человек. Площадь города Москвы составляет 1080,8 кв. км.

 Москва - крупнейший по масштабам научно-производственный и социально-культурный комплекс, соединяющий в себе производственные и непроизводственные виды экономической деятельности.

В городе проживает 7% населения России. Экономика  Москвы производит около 20% валового внутреннего продукта России. Столица имеет емкий рынок сбыта товаров и услуг, высококвалифицированную рабочую силу. Экономика занимает первое место в России по объёму валового регионального продукта. Объём валового регионального продукта Москвы в 2008 году составил 8,44 трлн. рублей.

На данный момент Москва — крупнейший, в общегосударственном масштабе, финансовый центр и центр управления  частью экономики страны. Так, например, в Москве сосредоточены более половины банков зарегистрированных в стране. Кроме того, большая часть крупнейших компаний имеют центральные офисы именно в столице, хотя их производство может полностью располагаться за тысячи километров от Москвы.

Москва — это крупный центр машиностроения, в том числе энергомашиностроения, станко-, судо-, приборостроения; чёрной и цветной металлургии (производство алюминиевых сплавов), химической, лёгкой, полиграфической промышленности. На территории города действует значительное количество предприятий оборонной промышленности. В городе имеется сильная научная и технологическая база по производству оптико- и радиоэлектронных приборов, авиационной и космической аппаратуры, высокоточных механических приборов. Москва является крупнейшим в стране инженерным центром, здесь проектируется значительная часть российской продукции, (особенно авиационной, космической, ядерной и вооружения), разрабатываются технологии её изготовления, исследуются материалы.

Но стоит отметить, что в последние годы идет процесс переноса производств за пределы Москвы.

По прогнозу западных аналитиков  к 2020 году Москва будет занимать 23-е место среди крупнейших городских экономик мира — ее валовый региональный продукт составит $325 млрд. Экономический рост на период до 2020 года прогнозируется на уровне 4 %, доход на душу населения вырастет с $17 тыс. до $29,8 тыс. по паритету покупательной способности (для сравнения — в 2020 году доход на душу населения прогнозируется: Сан-Франциско — $91,1 тыс., Лондон — $82,3 тыс., Нью-Йорк — $76,9 тыс., Мадрид — $49 тыс., Токио — $45,1 тыс., Стамбул — $24,3 тыс.)

Согласно исследованию «Цены и доходы» UBS (Швейцария) (2010): по уровню цен на корзину из 122 продуктов и услуг Москва занимает 44-е место среди крупных городов мира или 65,8 % от уровня Нью-Йорка, по уровню доходов — 42 место или 30,5 % от уровня доходов в Нью-Йорке, по уровню покупательной способности российская столица находится на 39 месте в мире.

Вопросы экономического развития города находятся в компетенции Департамента экономической политики и развития города Москвы

Одним из важнейших документов, определяющих динамику развития мегаполиса, является городской бюджет. Ежегодно депутаты Думы обсуждают и принимают бюджет города Москвы на очередной финансовый год, а также рассматривают и утверждают отчет об исполнении бюджета столицы за предыдущий финансовый год. Городской бюджет утверждается в форме закона города Москвы.

В связи с изменениями, внесенными в федеральное и московское бюджетное законодательство, в декабре 2008 года впервые принят бюджет города на трёхлетний период.

Законом «О бюджете города Москвы на 2010 год» были утверждены:

1) прогнозируемый объем доходов бюджета в сумме

1 000 137 103,5 тыс. рублей;

2) общий объем расходов бюджета в сумме

1 120 245 200 тыс. рублей;

3) превышение расходов над доходами в сумме  120 108 096,5 тыс. рублей.

Составной частью финансово-бюджетной политики, проводимой властями города, является налоговая политика. От ее качества зависит наполняемость бюджета города финансовыми ресурсами, и, что не менее важно, - предпринимательский климат в регионе. Налоги - действенный механизм регулирования экономики города. Более 90% доходов города это налоговые поступления. Основная статья доходов (около 80%) – это налог на прибыль: организаций и физических лиц. Вторая по  значимости – налог на имущество.

В расходной части бюджет столицы имеет социальную направленность. В 2010 году расходы на социальные сферы (образование, здравоохранение, физическую культуры, спорт и социальную политику) составляют 51% расходов бюджета вместе с инвестициями на строительство.

Депутатами Думы регулярно  рассматриваются и принимаются нормативные правовые акты в области налоговой политики, направленные на смягчение последствий динамично меняющегося федерального налогового законодательства и обеспечивающие стабильное поступление доходов в бюджет столицы.

В соответствии с федеральным законодательством был принят Закон города Москвы «О ставках налога на имущество физических лиц» от 23 октября 2002 года № 47. Закон определил размеры ставок налога на строения, помещения и сооружения, принадлежащие гражданам на праве собственности.

Принят новый Закон города Москвы «О транспортном налоге» от 9 июля 2008 года № 33. Он предусматривает наряду с редакционными изменениями с 1 января 2009 года новые размеры ставок налога - в зависимости от категории и мощности транспортных средств, дополнительные налоговые льготы, ограничения по применению льгот в отношении отдельных категорий транспортных средств, а также изменение срока уплаты налога для физических лиц.

Немалый доход в казну столицы приносят средства от размещения наружной рекламы. Каждый год правительством составляется смета доходов и расходов целевого бюджетного фонда рекламы и городской информации. Главный распорядитель - Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы. Правительство Москвы заинтересовано в расходовании поступающих от коммерческой рекламы средств на так называемую социальную рекламу, помогающую формировать в сознании горожан образ современного комфортного пространства обитания. Для этого используются плакаты, ролики на больших городских телеэкранах, печатные и электронные средства массовой информации (см. «СМИ и реклама»).

11 октября 2011 года после обсуждения правительством Москвы принята программа «Стимулирование экономической активности» на 2012-2016 годы.

Это одна из приоритетных государственных программ города, которая принимается после широкого общественного обсуждения. В результате Департамент экономической политики и развития города Москвы получил много конструктивных предложений от заинтересованных лиц, общественных организаций, бизнес-сообществ.

Все замечания и пожелания учтены в процессе работы над проектом. В рамках программы решается задача обеспечения экономического роста, создание условий для привлечения инвестиций и появления новых высокооплачиваемых рабочих мест.

Программа «Стимулирование экономической активности» включает шесть подпрограмм:

«Развитие рынка труда и содействие занятости населения», «Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг», «Развитие малого и среднего предпринимательства», «Реструктуризация и стимулирование развития промышленности», «Москва — инновационная столица России», «Развитие Москвы как международного финансового центра». Финансирование мероприятий программы планируется осуществлять за счет средств городского бюджета (98,88 млрд рублей), федерального бюджета (15,17 млрд рублей) и внебюджетных источников (108,38 млрд рублей).

Основной целью программы является увеличение валового регионального продукта на основе развития высокотехнологичных отраслей экономики, сферы услуг, модернизации пользующихся спросом производств, реструктуризации неконкурентоспособных и низкоэффективных предприятий и технологических циклов. Особенностью программы является то, что она содержит комплекс задач, решение которых для города имеет первостепенное значение, так как позволит сократить барьеры для развития бизнеса и, следовательно, нарастить темпы роста экономики города.

Для решения каждой из задач определены мероприятия, направленные на сокращение числа и упрощение административных процедур при организации бизнеса и реализации инвестиционных проектов, стимулирование деловой активности и поддержку бизнеса; развитие конкурентной среды; совершенствование инфраструктуры, способствующей развитию бизнеса; организацию подготовки и переподготовки кадров, перераспределение трудовых ресурсов в пользу высокоэффективных отраслей.

Правительство Москвы запустило проект «Открытый бюджет», расположившийся по адресу budget.mos.ru. С помощью этого сайта любой желающий сможет отслеживать, по каким статьям бюджета и в каком объеме тратятся казенные деньги в городе. Портал предоставляет актуальную информацию о текущей структуре бюджета, его доходах и расходах, динамике государственного долга, а также сравнительные показатели Москвы и других столиц мира.

Повышение качества (городской среды, жизни, управления; товаров и услуг) станет ключевым понятием разрабатываемой властями «Стратегии развития социально-экономического развития города Москвы на период до 2025 г.». Финальную редакцию проекта стратегии правительство Москвы планирует рассмотреть в конце лета 2012 г. Сейчас определены основные ориентиры и диспропорции в развитии города. Среди последних отмечаются следующие: качество городской среды не отвечает требованиям «мирового города», освоение территорий не подкреплено соответствующей инфраструктурой, а динамика развития мегаполиса не подкреплена соответствующими финансовыми ресурсами.

ВВП на душу населения в Москве в 2009 г. составил $21 400 — что примерно в 4-6 раз ниже, чем в мировых финансовых центрах. Результатом реализации вышеописанной стратегии, как надеется московское правительство, станет рост этого показателя до $45 000 (к 2016 г.). В частности, только на осуществление госпрограммы по стимулированию экономической активности столицы бюджет Москвы готов выделить более 19,8 млрд руб. в 2012 г., 19,5 млрд руб. в 2013 г., 19,6 млрд руб. в 2014 г., 19,3 млрд руб. в 2015 г., 20,5 млрд руб. в 2016 г.

Сейчас идет мониторинг инфраструктуры Москвы и разработка для нее целевых показателей, соответствующих показателям ведущих мировых финансовых центров. После чего будет проведена инвентаризация и коррекция всех столичных госпрограмм города Москвы с точки зрения соответствия результатов намечаемых мероприятий международным стандартам.

      Rambler's Top100   Яндекс цитирования    mpress Яндекс.Метрика