Месяц
День
19 ноября - День работника стекольной промышленности
19 ноября - Всемирный день туалета
20 ноября - Всемирный день ребенка
20 ноября - Всемирный день памяти жертв дорожных аварий
21 ноября - День ракетных войск и артиллерии
21 ноября - Всемирный день телевидения
21 ноября - Всемирный день приветствий
21 ноября - День работника налоговых органов
21 ноября - День бухгалтера
25 ноября - Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин
26 ноября - Всемирный день информации
27 ноября - День Матери
27 ноября - День морской пехоты в России
27 ноября - День оценщика
30 ноября - Международный день защиты информации
1 декабря - День воинской славы России
1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом
2 декабря - День банковского работника
2 декабря - Международный день борьбы за отмену рабства
3 декабря - Международный день инвалидов
4 декабря - День информатики
4 декабря - Православный праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы
5 декабря - День воинской славы России
5 декабря - Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития (Всемирный день волонтеров)
7 декабря - Международный день гражданской авиации
9 декабря - День борьбы против коррупции
10 декабря - Всемирный день футбола
10 декабря - День прав человека
11 декабря - Всемирный день детского телевидения и радиовещания
12 декабря - День конституции Российской Федерации
15 декабря - День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей
17 декабря - День сотрудников Государственной фельдъегерской службы
17 декабря - День ракетных войск стратегического назначения
ТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЕ

Правительство Москвы неоднократно на деле доказывало свое приоритетное отношение к образованию. Благодаря усилиям городских властей удалось обеспечить поступательное развитие столичного образования.

Вместе с тем, московское образование так же, как и российское в целом, все еще значительно отстает от возрастающих требований современной жизни, от запросов развивающегося столичного мегаполиса. Главные причины этого отставания - несовершенство общефедеральных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов, устаревшее научно-методическое обеспечение, недостаточный для современных требований уровень профессионализма определенной части педагогических и управленческих кадров, отсутствие процессов интеграции между образовательными учреждениями, семьей, социальными партнерами, потребителями образовательных услуг, всей городской образовательной инфраструктурой. Но общий смысл модернизации образования остается в том, чтобы привести его в соответствие с требованиями современной жизни, создать механизмы постоянного обновления.

В 2005 году на расширенном совещании с членами Правительства РФ, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета Президент РФ Владимир Путин определил конкретные пути социальной политики страны до 2008 года, предложив несколько приоритетных национальных проектов, в том числе «Образование». В проекте предусмотрено несколько взаимодополняющих подходов (подробно см. Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Образование» от 21 декабря 2005 года, утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов, протокол № 2).

В целом российское образование должно сосредоточиться на трех направлениях развития: стимулировании инновационной деятельности, талантливой молодежи и передовых педагогов; внедрении передовых управленческих технологий; изменении механизма финансирования.

Образовательную политику в столице реализует Департамент образования города Москвы. Основополагающие идеи национального проекта находят в его деятельности конкретное воплощение.

При Департаменте образования города Москвы работают городская инспекция и аттестационная служба, контролирующая деятельность образовательных учреждений. Широко используются общественные формы управления. Это городской консультативный совет руководителей образовательных учреждений, совет родительской общественности, ученический совет. В помощь образовательным учреждениям в районах созданы попечительские советы и общественные организации.

Задачи комплексной и всесторонней модернизации образования приобретают для Москвы, как для столицы, особую актуальность. Но их решение имеет свою ярко выраженную специфику, которая зафиксирована в Законе города Москвы «О развитии образования в городе Москве» от 20 июня 2001 года № 25-ЗМ.

Закон устанавливает принципы деятельности органов власти города по развитию образования, регулирует формы участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, образовательных учреждений и организаций, физических и юридических лиц в развитии образования в Москве и направлен на обеспечение прав москвичей на получение образования, а также на поддержку развития образовательной деятельности. Жителям Москвы гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также возможность получения на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня получается впервые.

В связи с изменением федерального законодательства Московская городская Дума приняла Закон города Москвы «О внесении дополнения в Закон города Москвы от 20 июня 2001 года №25 «О развитии образования в городе Москве» от 15 июня 2005 года № 23-ЗМ.

В данный нормативный документ была введена статья о дополнительном образовании детей, закрепляющая существующую в городе систему государственных образовательных учреждений дополнительного образования, которые реализуют дополнительные образовательные программы различной направленности: научно-технической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной и других направленностей. Согласно этому правовому акту, в случае, если число детей, желающих обучаться по соответствующей дополнительной образовательной программе, превышает число мест, преимущественным правом при зачислении пользуются нуждающиеся в социальной поддержке дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и дети-инвалиды. В соответствии с документом дополнительные образовательные программы не должны пропагандировать насилие, социальное, расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство, дискриминацию по признаку пола.

Москвичам помогает реализовать свои права на общедоступное, бесплатное и качественное общее образование в государственных образовательных учреждениях в различных формах и объеме, установленном государственными образовательными стандартами, и Закон города Москвы «Об общем образовании в городе Москве» от 10 марта 2004 года № 14-ЗМ. Он определяет требования к содержанию основных общеобразовательных программ с учетом особенностей деятельности столичных образовательных учреждений.

В 2006 года в Москве было введено обязательное бесплатное 11-летнее образование. Соответствующие поправки внесены в действующее законодательство. Принятый депутатами Мосгордумы Закон города Москвы «О внесении изменений в Закон города Москвы от 10 марта 2004 года № 14 «Об общем образовании в городе Москве» от 28 декабря 2005 года № 1-ЗМ дает юным москвичам такую возможность. Принятые поправки не противоречат Конституции РФ, по которой обязательным признается 9-летнее образование. Закон распространяется на молодых людей в возрасте до 18 лет. Такие же гарантии имеют молодые люди, обучающиеся в профильных классах, лицеях, колледжах, кадетских корпусах и других образовательных учреждениях. Изменения в законодательстве помогут в первую очередь школьникам, в семьях которых материальное положение не позволяет получить полное среднее образование, и детям из неблагополучных семей.

Для создания в Москве единого образовательного пространства, формирования благоприятных условий в области образования в разные годы действовали комплексные программы "Столичное образование-1", Столичное образование-2". В процессе реализации городской целевой программы «Модернизация московского образования (Столичное образование–3)» были сделаны важнейшие шаги по совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности московской системы образования и принят ряд важных документов, направленных на обеспечение повышения престижа отрасли образования и социального статуса педагогических работников. В московских образовательных учреждениях действует специальная система надбавок и доплат к ставкам заработной платы и должностным окладам работников образования; установлена специальная система льгот и государственных гарантий для педагогических работников и учащихся государственных образовательных учреждений города; обеспечено улучшение жилищных условий педагогов.

Продолжением предыдущих программ стала одобренная правительством Москвы Городская целевая программа развития образования «Столичное образование-4» на 2005-2007 г. от 19 июля 2005 года № 529-ПП.

В рамках этой программы на развитие столичной системы образования было потрачено порядка 69 миллиардов рублей, из них около 39 миллиардов рублей пойдут на строительство в городе новых школ и детских садов, спортивных залов, блоков начальных классов, других объектов капитального строительства. Среди основных направлений программы – расширение сети групп раннего развития 5-6-летних детей с целью подготовки их к школе, отработка моделей профильного обучения в старших классах, в том числе за счет интеграции общего и дополнительного образования, дальнейшее расширение сети и совершенствование содержания школ полного дня. Кроме того, планируется введение «паспорта здоровья учащегося Москвы», дальнейшее развитие получат программы «Всеобуч» и «Безнадзорность». Еще одно важное направление программы – создание условий для развития одаренных детей. Учреждения и организации, работающие с одаренными детьми, получат дальнейшую поддержку столичных властей. Будет организована подготовка и повышение квалификации учителей, занимающихся с этой категорией детей. Для одаренных детей и их родителей в столице будет создана специализированная консультативно-диагностическая служба.

С 2006 года в Москве введена новая система финансирования общеобразовательных учреждений – нормативное (подушное) финансирование. Учебные заведения будут финансироваться в зависимости от количества учеников и типа школ (типов школ в Москве 18). Так, стоимость обучения учащегося в обычной школе в 2006 году составляла 26 187 рублей, в гимназии – 49 799 рублей, в вечерней школе – 20870 рублей, в санаторно-лесной школе – 208 899 рублей.

В финансовые нормативы затрат на содержание одного обучающегося (воспитанника) в общеобразовательных учреждениях включены расходы на реализацию государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, текущие расходы на оплату труда и начисление заработной платы, компенсационные выплаты на книгоиздательскую продукцию, а также на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом (расходы на приобретение наглядных пособий, расходных материалов, канцелярских товаров; хозяйственные расходы, услуги связи, транспортные расходы, услуги по содержанию имущества, приобретение мягкого инвентаря; питание в дошкольных группах, в санаторно-лесных школах и специальных общеобразовательных школах закрытого типа и пр.). Не включены расходы, связанные с приобретением оборудования, проведением текущего и капитального ремонтов, оплатой коммунальных услуг, проведением общезначимых мероприятий и расходы социального характера (школьное питание).

Ежегодно в столице будет проводиться персональный учет детей, подлежащих обучению в государственных образовательных учреждениях. С этой целью городские власти приняли Постановление Правительства Москвы «Об утверждении положения об организации учета детей» от 6 декабря 2005 года № 973-ПП.

Ежегодному персональному учету подлежат все дети до 18 лет, проживающие (постоянно или временно) или пребывающие на территории города Москвы, независимо от наличия регистрации по месту жительства (пребывания). Организация и проведение учета детей по месту их проживания осуществляется управами районов. Порядок организации работы по учету детей устанавливается настоящим Положением. Кроме того, определена компетенция органов исполнительной власти города Москвы и образовательных учреждений по обеспечению учета детей.

Дальнейшее совершенствование московского образования в значительной степени зависит от профессионального уровня педагогического корпуса, от качества подготовки педагогов, совершенствования механизма прогнозирования потребностей в педагогических и других работниках образовательных учреждений всех типов и видов. Важным фактором стабилизации кадровой ситуации стало принятие.

Постановления Правительства Москвы «О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений города Москвы» от 23 марта 2004 года № 172-ПП, которое обеспечивает социальную защищенность педагогических работников. В этой области стоит задача качественного обновления педагогических кадров, повышения уровня требований к личности педагога, закрепления молодых специалистов в государственных образовательных учреждениях. В рамках московской программы «Молодой семье – доступное жилье» молодым специалистам, работникам образовательных учреждений предоставлено право приобретения жилой площади по договору аренды и возможность ее выкупа в течение десяти лет.

В целях поддержки лучших педагогических работников, ученых, студентов города Москвы и оригинальных инновационных проектов, способствующих совершенствованию образовательного процесса, развитию новых методик преподавания и индивидуальных способностей обучающихся, воспитанию гармоничной личности было принято Распоряжение Правительства Москвы «О механизме распределения Грантов Москвы в области наук и технологий в сфере образования» от 25 июля 2005 года № 1328-РП. Кроме того, городские власти оказывают помощь студентам, аспирантам, докторантам высших учебных заведений системы Департамента образования города Москвы, обучающихся очно и получающих образование за счет средств городского бюджета. В соответствии с Распоряжением Правительства Москвы «О мерах социальной поддержки студентов, аспирантов, докторантов высших учебных заведений системы Департамента образования города Москвы» от 31 мая 2005 года № 927-РП указанной категории студентов и педагогов увеличиваются стипендии и пособия.

Решить задачу подготовки кадров для промышленных предприятий города призван Закон города Москвы «О начальном и среднем профессиональном образовании» от 29 июня 2005 года № 32-ЗМ. Он направлен на правовое регулирование деятельности системы начального и среднего профессионального образования и обусловливает способы государственной поддержки учреждений профессионального образования. Документ определяет особенности системы государственно-общественного управления профобразованием и социального партнерства в сфере профобразования Москвы, а также устанавливает порядок формирования городского заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов для предприятий и организаций города. Одним из важнейших положений закона является создание целевого бюджетного фонда подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов. Создание такого фонда позволит аккумулировать средства на решение материально-технических и кадровых проблем в сфере профессионального образования. Нормативный акт предусматривает также социальную поддержку детей-сирот и детей с ограниченными возможностями при получении профессионального образования.

Еще одним важнейшим шагом по улучшению качества образования в столице стала разработка приоритетной государственной программы «Столичное образование» на 2012–2016 годы». Правительством Москвы был принят перечень первоочередных государственных программ города Москвы в 2011 году постановлением N 23-ПП, в числе которых была предложена программа «Столичное образование». Программа ставит следующие задачи:
•Комплексное развитие сети образовательных учреждений для обеспечения доступности образования.
•Внедрение современных стандартов качества образования –«Московский стандарт качества».
•Создание условий для сохранения и укрепления здоровья , формирования здорового образа жизни обучающихся.
•Создание механизмов использования интеллектуальных и социокультурныхресурсов столицы в образовании.
•Обеспечение эффективности управления системой образования, опережающего развития инфраструктуры и образовательных технологий.

 

      Rambler's Top100   Яндекс цитирования    mpress Яндекс.Метрика