Месяц
День
29 марта - День специалиста юридической службы
1 апреля - День смеха
2 апреля - День единения народов Беларуси и России
3 апреля - Всемирный день писателя
4 апреля - День геолога
6 апреля - День работника следственных органов
7 апреля - Всемирный день здоровья
8 апреля - День сотрудников военных комиссариатов
11 апреля - День войск противовоздушной обороны (День ПВО)
11 апреля - Международный день освобождения узников фашистских концлагерей
12 апреля - Всемирный день авиации и космонавтики
15 апреля - День специалиста по радиоэлектронной борьбе
17 апреля - Вербное Воскресенье
18 апреля - Международный день памятников и исторических мест
22 апреля - Международный день Земли
23 апреля - Всемирный день книги и защиты авторского права
24 апреля - Православный христианский праздник - Пасха, Воскресение Христово
26 апреля - Международный день интеллектуальной собственности
27 апреля - День нотариата
27 апреля - День секретаря
28 апреля - Всемирный день охраны труда
ТЕМЫ
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Местное самоуправление – одна из форм осуществления народом своей власти, она гарантирована Конституцией РФ. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. В пределах своих полномочий местное самоуправление самостоятельно. Полномочия, права и гарантии местного самоуправления определены главой 8 Конституции РФ.

Европейская хартия о местном самоуправлении, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года, дает общее определение местного самоуправления, фактически ставшее универсальным и принятое всеми демократическими государствами. Под местным самоуправлением, согласно хартии, понимается «право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона под свою ответственность и в интересах местного населения».

На рубеже XVII - XVIII вв. для верховной власти вопрос о защите своих самодержавных полномочий от претензий со стороны аристократической оппозиции стоял не так остро, как это было в XVI в. в период правления Ивана IV. Необходимость создания и укрепления органов местного самоуправления как баланса в политической борьбе была не столь велика. Тем не менее, Петр I приложил значительные усилия для проведения реформы местного самоуправления, стремясь упрочить в этой системе управления элементы выборности и коллегиальности.

Екатерина II предприняла попытку вдохнуть вторую жизнь в начинание Петра I по созданию муниципального самоуправления в городах. Согласно «Жалованной грамоте на права и выгоды городам Российской империи» 1785 года, создавались такие органы самоуправления: городское собрание, состоящее из богатых граждан, и городские думы – Общая и Шестиглавая. Думы не были подчинены друг другу и действовали самостоятельно, что изначально создавало неразбериху в вопросах их компетенции.

Наиболее последовательную попытку структурирования российского общества предпринял Александр II в процессе модернизации общественно-политического уклада России в эпоху «Великих реформ» 70 - 80-х гг. XIХ в. Коснулась она и местного самоуправления.

Отмена крепостного права в 1861 году повлекла за собой необходимость реформирования основных сфер жизни российского общества. «Положение о земских учреждения» 1 января 1864 года и «Городовое Положение» 16 июня 1870 года дали начало реформе местного самоуправления.

Положение 1864 года закрепило всесословную систему земских учреждений, которые были введены в 33 губерниях. Земства формировались на двух уровнях – уездном и губернском, волость же не была затронута преобразованиями. Земские учреждения делились на земские собрания и управы. Гласных уездных земских собраний избирали на собраниях избирателей на три года.

Накануне революционных потрясений в России начала ХХ в. либеральная концепция местного самоуправления обрела более завершенный характер. Основными положениями ее были: создание стройной вертикали земских учреждений, от волостных земств «внизу», до формирования, как тогда говорили, «крыши» – Всероссийского Земского собрания; координация деятельности земских учреждений разных уровней; невмешательство администрации в сферу деятельности земств; введение местного самоуправления в тех губерниях страны, где они отсутствовали; расширение права взимания земских налогов; наделение земств принудительной распорядительной властью и т.д.

Политические события первой русской революции оставили позади либерально-земские проекты «плавного перерастания» местных представительных органов в высшее законодательное учреждение. Созданная по Манифесту 17 октября 1905 года Государственная дума была сформирована на основе демократических выборов. Местные органы самоуправления получили некое «завершение» в виде Всероссийского союза, созданного в годы первой мировой войны. Полномочия его ограничивались промышленно-хозяйственными вопросами.

Противостояние власти и общества в начале ХХ в. в России завершилось Февральской революцией 1917 года. Временное правительство начало проводить такие преобразования, которые реализовали основные требования земской программы. В целом реформа местной власти Временного правительства являлась прогрессивной и воплощала основные надежды земцев. У нее был только один недостаток – она не могла быть реализована в условиях тогдашней ситуации в России.

Большевики, взяв власть в октябре 1917 года, ликвидировали органы управления, созданные Временным правительством. Вожди большевиков считали, что реального самоуправления в существующих в стране условиях быть не может. Сама советская система изначально создавалась как жестко иерархическая. Контроль за ее деятельностью осуществляли партийные органы. Хотя хозяйственные функции Советов совпадали с земским местным самоуправлением, в первую очередь, они являлись политическим институтом советской системы и выполняли роль проводника государственной воли.

Термин «местное самоуправление» вновь оживает в период НЭПа – тогда Советы вновь получили некоторую возможность хозяйственной самостоятельности в решении оперативных местных дел.

Советы народных депутатов в районах Москвы фактически являлись представительными органами местного самоуправления. Исполнительно-распорядительными органами на местах были исполкомы райсоветов. И хотя в это время руководящей и направляющей силой нашего общества была КПСС, местные депутаты избирались народом и отчитывались перед населением.

Таким образом советский строй позволял населению участвовать в решении местных дел, например, в формировании и работе местных Советов. В составе более 50 тыс. Советов, действовавших на территории страны, работало почти 2,5 млн депутатов. Свыше 2 млн 315 тыс. органов общественной самодеятельности строили свою работу во взаимодействии с Советами и объединяли в своих рядах около 30 млн человек.

После 1985 года идея самоуправления получает «второе дыхание». Повсеместное развертывание самоуправления, в том числе и на производстве в виде советов трудовых коллективов, должно было, по замыслу руководителей страны, обеспечить демократизацию всех сфер общественной жизни.

В это время наряду с формированием самоуправления в производственных коллективах предпринимается попытка организации самоуправления по территориальному принципу, что, собственно, и является признаком местного самоуправления.

Последовательное утверждение принципов самоуправления стало одним из главных направлений реформирования системы управления городом, которое проводится в Москве с 1991 года. До этого времени в столице было 33 района, включая город Зеленоград. Разделение Москвы на 10 административных округов, создание 125 муниципальных районов позволило приблизить органы власти к жителям. Местное самоуправление ранее осуществлялось на уровне города. Городские органы государственной власти одновременно являлись и органами местного самоуправления. Принятый в 1995 году Устав города Москвы закрепил статус столицы как субъекта Российской Федерации. Затем в 1997 году были избраны советники районных собраний и созданы управы как органы власти районов. В 2001 году по решению Верховного суда РФ районные управы получили статус органов местного самоуправления. Были внесены соответствующие изменения в Устав города и другие нормативные документы. Но сложившаяся ситуация потребовала перераспределения полномочий органов власти на уровне районов.

На протяжении 2002 года в Москве шла интенсивная разработка законодательной базы по реформированию органов исполнительной власти и местного самоуправления столицы. Фактически в районах вместо действующих районных управ появились две ветви власти – представительная в виде органов местного самоуправления и исполнительная в виде управ районов. Принятый Мосгордумой Закон «Об организации местного самоуправления в городе Москве» от 6 ноября 2002 года № 56-3М определил предметы ведения муниципальных образований, полномочия представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления. Принципы организации и полномочия исполнительной власти на местах регулируются Постановлением правительства Москвы «Об образовании территориальных органов исполнительной власти – управ района» от 3 декабря 2002 года № 981-ПП.

В 2003-2008 годах самоуправление в столице продолжило свое развитие. Получили законодательную основу внутригородские муниципальные образования, внутри которых осуществляется местное самоуправление. В октябре 2003 года депутаты городской Думы приняли Закон, которым определены границы муниципальных образований. В феврале 2004 года законодательно закреплен статус депутата муниципального Собрания и выборного должностного лица МСУ, а также определен порядок наделения органов МСУ отдельными государственными полномочиями. В соответствии с законами, принятыми депутатами Мосгордумы, органам местного самоуправления переданы полномочия в сфере досуговой и спортивной работы по месту жительства. Принята Городская целевая программа о государственной поддержке и развитии МСУ на 2008-2010 годы.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ установил, что перечень вопросов местного значения, источников доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований Москвы определяются Законом города Москвы, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Специфика Москвы как мегаполиса обусловила определенные отличия норм городского законодательства от федерального в части распределения полномочий. В условиях города такие функции как обеспечение инженерной, транспортной инфраструктуры, энергетики и т.п. не могут быть переданы на уровень местного самоуправления по объективным причинам.

Поэтому полномочия органов местного самоуправления по московской модели отличается от федеральной. В соответствии с изменениями, внесенными Мосгордумой 31 мая 2006 года в Закон № 56 от 6 ноября 2002 года , к вопросам местного значения относятся:

формирование, утверждение положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

установление порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

опека и попечительство;

принятие решений о разрешении вступления в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, в порядке, установленном семейным законодательством Российской Федерации;

принятие решений по охране имущественных и неимущественных прав и законных интересов несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы;

установление местных праздников и организация местных праздничных и иных зрелищных мероприятий, развитие местных традиций и обрядов; проведение мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования и др.

Важное нововведение, появившееся в этом документе, – органам местного самоуправления переданы полномочия по регистрации уставов территориального общественного самоуправления (см. раздел «ТОС и ТСЖ» ).

К полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относятся: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов; установление официальных символов муниципального образования; создание муниципальных предприятий и учреждений для решения вопросов местного значения, финансирование муниципальных учреждений, назначение и увольнение руководителей муниципальных предприятий и учреждений; формирование и размещение муниципального заказа; организационное, информационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы; проведение работы по повышению правовой культуры избирателей; учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.

2 марта 2008 года в Москве в соответствии с новой нормативной базой прошли выборы представительных органов МСУ – муниципальных собраний внутригородских муниципальных образований в городе Москве. Исполнительно распорядительными органами МСУ стали муниципалитеты. Разработка законодательной базы местного самоуправления Москвы находится в постоянном развитии. В целях оказания методической и практической помощи органам местного самоуправления районов создана Ассоциация муниципальных образований города Москвы. Уполномоченным органом Правительства Москвы по вопросам взаимодействия с органами местного самоуправления является Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы.

Территориальную основу местного самоуправления Москвы составляют муниципальные образования. Муниципалитет – орган местного самоуправления, осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность. Полномочия муниципалитета прописаны в Уставе муниципального образования, включая материально-техническое обеспечение деятельности муниципального Собрания, руководителя муниципального образования и муниципалитета. Муниципалитет является юридическим лицом. Структура муниципалитета и его численный состав устанавливается муниципальным Собранием. Муниципалитетом руководит руководитель муниципалитета. Он назначается на должность решением муниципального Собрания, из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Трудовой контракт с руководителем муниципалитета заключается руководителем муниципального образования на срок полномочий муниципального Собрания. Руководитель муниципалитета подконтролен и подотчётен муниципальному Собранию и руководителю муниципального образования. Муниципальное Собрание состоит из депутатов, избранных на муниципальных выборах жителями муниципального образования.

В Москве создан «Московский центр местного самоуправления» (далее - Центр). Учредителем Центра выступил Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы. Также работает Совет муниципальных образований города Москвы, который является площадкой для обмена опытом муниципальной практики. Здесь вырабатывается согласованная позиция представителей муниципального сообщества по актуальным вопросам организации местного самоуправления.

Особый разворот в судьбе местного самоуправления в столице происходит сейчас, когда власти готовятся присоединить часть подмосковных земель к Москве с тем, чтобы создать в перспективе «Большую Москву». На этих территориях уже имеются работающие муниципалитеты, существует культура местного самоуправления. Для органов исполнительной власти и местного самоуправления на присоединяемых территориях введен переходный период, в течение которого они сохранят свои бюджеты и полномочия.

      Rambler's Top100   Яндекс цитирования    mpress Яндекс.Метрика